Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблематики методики изучения величин в учебном материале по математике начальной школы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, понятие "величина" наряду с представлением о "числе" является ключевым в формировании у школьников основ математического мышления. Ведь усвоение полноценных знаний о величинах отражает их понимание окружающей реальности, а также приобретение необходимых навыков и умений, которые могут оказаться полезными в повседневной жизни.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту Нового поколения, программа начального курса математики предусматривает не только изучение "Чисел и величин", но и раздел "Геометрические величины". Это позволяет подчеркнуть особую актуальность формирования представлений у школьников о длине и площади.
Таким образом, изучение величин является важным и неотъемлемым компонентом курса математики начальной школы, позволяющим развивать у школьников умственные навыки, получать полноценные знания о мире, а также создавать базу для дальнейшего успешного обучения.
Формирование познавательного интереса к изучению площади важно для будущих инженеров и других профессий, связанных с геометрией и пространственными отношениями. Понимание площади применяется в различных областях инженерии, таких как строительство, архитектура, дизайн и геодезия.
В обыденной жизни знание понятия площади также является важным. Например, при планировании переноса мебели в комнате необходимо учитывать площадь помещения, чтобы мебель соответствовала размерам комнаты. При выборе квартиры или дома также важно знать площадь помещений, чтобы оценить их функциональность и соответствие собственным потребностям.
Изучение площади в математике помогает развивать аналитическое мышление, логику и способность решать задачи. Эти навыки могут быть полезными во многих областях жизни, не только в инженерии, но и в финансах, экономике, науке и технологиях.
При изучении геометрии, в том числе площади, важно проводить практические и интерактивные занятия, чтобы заинтересовать учащихся и помочь им понять, как эти концепции применяются на практике. Это может быть сделано через выполнение различных заданий, решение геометрических задач, строительство моделей и использование компьютерных программ.
В целом, формирование познавательного интереса к изучению площади важно не только для понимания геометрических концепций, но и для развития мышления и подготовки к будущим профессиональным задачам.
Как развивать познавательный интерес к математике у младших школьников при изучении величины – площадь?
Область – педагогика и методика математики.
Объект – методика изучения величин.
Предмет – развитие интереса к математике у младших школьников.
Цель: изучение величины – площадь в процессе развития интереса к математике у младших школьников.
Задачи:
1) раскрыть сущность методики работы над величинами;
2) рассмотреть возможности развития познавательного интереса к математике у младших школьников;
3) проанализировать и обобщить опыт педагогов по развитию познавательного интереса в рамках изучения величины — площади.
Методологическую основу исследования составляют работы таких авторов как В.А. Сухомлинского, К.Д. Скрипченко, А.К. Марковой, Г.С. Костюка, К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского, Г.И. Щукиной, Н.Г Морозовой и др.
Методы, использованные для написания работы: изучение и анализ научно-методической литературы по теме курсовой работы, обобщение опыта педагогов.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении описана актуальность исследования, представлен научный аппарат исследования, методологическая база исследования.
В первой главе курсовой работы проанализировано понятие «величина», рассмотрена сущность работы над величинами, рассмотрена возможность развития познавательного интереса к математике у младших школьников
Во второй главе проанализирован опыт педагогов по развитию познавательного интереса в рамках изучения величины — площади.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность методики работы над величинами
В начальной школе изучение величин осуществляется на основе естественнонаучного подхода и направлено на формирование основных представлений о величинах и простых операциях над ними. Дети знакомятся с понятиями «величина», «мера», «измерение», «единица измерения» и учатся применять их на практике.
Понятие величины в математике играет ключевую роль и имеет древние корни. На протяжении истории развития общества оно прошло через множество обобщений и конкретизаций. Величина может описывать протяженность, объем, скорость, массу, число, и так далее. Однако в данном случае мы узко определяем «величину» и используем ее только для характеристики размера предметов.[1]
Изучение темы «Величины» является частью учебного курса «Математика» в начальной школе и позволяет формировать представления у детей о свойствах предметов и явлений в связи с измерениями. Это помогает детям познавать окружающий мир и изучать все основные свойства величин, такие как сравнение, измерение, сложение и вычитание, умножение и деление единородных величин.[10]
За 4 года обучения младшие школьники знакомятся с различными величинами и их единицами измерения, такими как длина, масса, емкость, время, площадь, скорость и стоимость. Методика изучения величин в начальной школе является продолжением методики, использованной в дошкольном образовании.
"Понятие величины в математике является изначальным и имеет глубокое происхождение, претерпевая многочисленные обобщения и конкретизации на протяжении истории. Величина может охватывать протяженность, объем, скорость, массу, число и т.д. Однако в данном случае мы ограничиваем понятие "величина" и фокусируемся только на размере объектов. В работах психологов, таких как В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др., а также методистов, например О.И.Галкиной и др., представлены некоторые аспекты теории и методики изучения величин в начальной школе.
Важно, чтобы учащиеся имели определенное представление о сути понятия "величина" и о том, как ее измерять, при знакомстве с конкретными значениями. Также важно, чтобы дети связывали представление о величинах с объектами и явлениями окружающего мира, чтобы понятие «величина» приобрело для них практическую значимость, также как и понятие числа.
В математике существует несколько подходов к определению величины, но ни один из них не может быть непосредственно применен в начальной школе из-за своего абстрактного характера. У детей в начальных классах уже существуют некоторые интуитивные представления о величинах и их измерении.
Суть измерения заключается в сравнении величины с определенной единицей того же типа. Процесс сравнения зависит от типа рассматриваемой величины: для длины он один, для площади – другой, для массы – третий и т.д. Но независимо от процесса измерения, в результате величина получает определенное числовое значение с выбранными единицами измерения.
Согласно определению Н.Б.Истоминой, величина а измеряется путем нахождения числа х (а=хе), где е – выбранная единица измерения. Число х называется числовым значением величины а при единице величины е. Результатом измерения является числовое значение величины.
Величина предмета является его относительной характеристикой, выделяющей его протяженность отдельных частей и определяющей его место среди других однородных объектов.
Величина – это свойство объекта, которое воспринимается различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным.
В большинстве случаев величина предмета воспринимается несколькими анализаторами одновременно, такими как зрительно-двигательный или тактильно-двигательный и т.д. Неправильное использование термина «величина» объясняется, в первую очередь, тем, что это понятие не является чисто математическим. Использование данного термина в различных областях знаний, таких как физика, химия, астрономия и др., привело к его разнообразному толкованию.
В результате произошло смешение понятий «величина» и «мера», где последнее выражает величину после выбора некоторой единицы измерения. В толковом словаре Ожегова слово «величина» имеет три значения».
Величина - это предмет, явление и т.д., что можно измерить, подсчитать [4]. В образованной речи учителей на основе общепринятых значений, указанных в словаре, слово «величина» используется как минимум в двух значениях:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохина, Т.Н. Повышение познавательного интереса младших школьников к математике: опыт практической работы / Т.Н. Анохина // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 29-33.
2. Баронова, Л.В. Игровые задания как средство развития познавательного интереса младших школьников к математике / Л.В. Баронова // Вопросы образования. - 2022. - № 2. - С. 143-151.
3. Белкина, Г.В. О развитии познавательного интереса младших школьников к математике через изучение величины – площадь / Г.В. Белкина // Учитель начальной школы. - 2019. - № 3. - С. 10-13.
4. Графская, О.И. Опыт формирования познавательного интереса к математике у младших школьников при изучении понятия площади / О.И. Графская // Математика в школе. - 2018. - № 4. - С. 28-32.
5. Джураев, Х.М. Развитие познавательного интереса младших школьников к математике на занятиях по изучению величины – площадь / Х.М. Джураев // Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика. - 2010. - № 3. - С. 55-59.
6. Карпенко, П.В. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к математике / П.В. Карпенко // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 4. - С. 22-27.
7. Корнеева, Н.В. Развитие познавательного интереса младших школьников к математике через работу с величиной – площадь / Н.В. Корнеева // Начальная школа. - 2021. - № 6. - С. 33-38.
8. Крапивин, В.В. Методика формирования познавательного интереса к математике у младших школьников / В.В. Крапивин, Н.И. Крапивина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 29-34.
9. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. - М., 1999.
10. Миронова, И.И. Организация игровой деятельности на уроке математики для развития познавательного интереса младших школьников / И.И. Миронова, Н.Н. Долгунова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 1. - С. 65-70.
11. Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса. М., 2018.
12. Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса. М., 2018.
13. Моро М.И. Математика: учебник для 3 класса. М., 2018.
14. Моро М.И. Математика: учебник для 4 класса. М., 2018.
15. Моро М.И. карточки с математическими заданями для 1 класса. - М., 1994
16. Петрова, Е.Н. Развитие познавательного интереса младших школьников к математике через работу с величиной – площадь / Е.Н. Петрова // Современная дошкольная педагогика. - 2018. - № 4. - С. 53-58.
17. Смирнов, В.И. Практические аспекты формирования интереса к математике у младших школьников / В.И. Смирнов // Математика в школе. - 2014. - № 5. - С. 42-45.
18. Тимофеева, Е.А. Познавательный интерес как условие успешного изучения математики в младших классах / Е.А. Тимофеева, О.П. Борисова // Образование и наука. - 2022. - № 7. - С. 67-71.
19. Ульянова, О.В. Педагогические условия формирования познавательного интереса к математике у младших школьников / О.В. Ульянова, А.С. Ковалева // Инновационная наука. - 2021. - № 2. - С. 42-49.
20. Чернова, Е.В. Организация проектной деятельности на уроках математики для развития познавательного интереса младших школьников / Е.В. Чернова, Т.А. Иванова // Учитель начальной школы плюс дошкольное образование. - 2018. - № 7. - С. 19-23.
21. Шевелькова, Е.А. Развитие познавательного интереса младших школьников к математике при изучении понятия площади / Е.А. Шевелькова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2019. - № 2. - С. 115-119.